(Посев, Франкфурт-на-Майне, 1973, около 130 стр.)
Настоящая фамилия - Финкельштейн - писатель, журналист. По образованию инженер. Был арестован в студенческие годы, когда учился в Московском авиационном институте. Провел шесть лет в лагерях. В 1953 году был освобожден и реабилитирован. С 1958 года работал профессиональным журналистом в СССР, где опубликовал несколько статей и 3 книги. В 1966 году, будучи в Англии с советской делегацией, выбрал свободу. Автор многочисленных публикаций в эмигрантской прессе.
Образец стиля и поднимаемые вопросы:
Думаете, что лампочку накаливания изобрел Эдисон? Ничего подобного - это сделал до него Яблочков в России! А первый самолет построили вовсе не братья Райт, а русский военный инженер Можайский. А радио - кто изобрел радио? Может быть, Маркони? Как бы не так -- это Попов изобрел! В начале пятидесятых годов в Советском Союзе были даже сняты "биографические" фильмы о Можайском и Попове. Причем самолет Можайского показан в полете, а Попов заодно с открытием радио изобретает также и радиолокацию. Пусть советская интеллигенция и посмеивалась над этими дикими националистическими выдумками, пусть навесила на тогдашние "поиски" русского приоритета иронический ярлык "Россия -родина слонов" - все равно миллионы людей верили, что советские историки наконец-то разоблачили Стефенсона, будто бы построившего первый паровоз, и его предшественника Уатта, якобы создавшего первую паровую машину. Массы людей охотно согласились с тем, что паровоз построил уралец Черепанов, а паровую машину - алтайский шихтмейстер Ползунов. Я хорошо помню, например, длиннейшую поэму, напечатанную в советском литературном журнале и посвященную... открытию паровой
машины Иваном Ползуновым...
...
в советских условиях никто не спрашивал мнения космонавта - ему просто приказывали лететь, и он с детства знал, что получить такой "приказ Родины" - высокая честь, а отказаться от его выполнения -несмываемый позор. Во-вторых, если бы будущий космонавт проявил повышенный интерес к вопросам безопасности космического полета, к степени риска и так далее, то его сразу заподозрили бы в трусости и в два счета отстранили от подготовки. Карьера таких людей в СССР - которые "не сумели", "не выдержали" - кончена. Поэтому при начальстве кандидаты в космонавты изображали бодрость, старались особенно не умничать и запоминать как можно лучше все, что им преподносилось на уроках и тренировках. Кроме того, будущие "покорители космоса" знали, что от них в полете ровно ничего не будет зависеть. От манекенов или подопытных собак они будут отличаться только тем, что будут поддерживать словесную радиосвязь в полете и расскажут потом о своих впечатлениях.
...
Причина гибели Комарова не имеет, однако, прямого значения для нашего рассказа. Для меня лично катастрофа была тяжелым переживанием, потому что Владимира Михайловича Комарова я знал и глубоко уважал. В отличие от малообразованных, туповатых пилотов, какими были, скажем, Гагарин, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Владимир Комаров был интеллигентным человеком - к тому же, судя по моим весьма поверхностным впечатлениям, человеком добрым и мягким
...
Никакого советского первенства в космосе попросту никогда не было. А была видимость первенства - были спектакли, блестяще созданные великим режиссером Королевым по американским сценариям. Конечно, даже он не смог бы долго продолжать эти спектакли; без него они тем более сразу прекратились. То, что Советский Союз делает в космосе теперь...оставляет тягостное впечатление...отставание Советского Союза в космосе органично и закономерно - Советский Союз вообще отсталая страна, а в частности, технологически отсталая.
...
принося в жертву жизненный уровень населения, можно, конечно, достичь многого - особенно в такой богатейшей природными ресурсами стране, как Советский Союз. И все-таки технологическая отсталость существует в СССР и в области вооружений. Ведь недаром же Советский Союз ведет беспримерный по масштабам и расходам всемирный шпионаж.
Советская атомная бомба - это, в известной части, увезенный с Запада атомщик Бруно Понтекорво, это шпионская работа Клауса Фукса, Абеля и других; советская термоядерная водородная) бомба - это, в том же смысле, супруги Розенберг и их сообщники; советские атомные подводные лодки - это Гордон Лонсдейл, супруги Крогер и прочие агенты.
Лишь в области ракет положение в СССР было несколько лучше, чем в других областях, ибо здесь существует хоть какая-то традиция, существует "школа" Цандера-Королева. Но, конечно, и здесь иностранный опыт, зарубежная техника влияли очень сильно. Достаточно вспомнить немецких специалистов, привезенных в СССР после второй мировой войны, вспомнить Янгеля, до сих пор занимающего один из самых высших постов в советской ракетной иерархии
Настоящая фамилия - Финкельштейн - писатель, журналист. По образованию инженер. Был арестован в студенческие годы, когда учился в Московском авиационном институте. Провел шесть лет в лагерях. В 1953 году был освобожден и реабилитирован. С 1958 года работал профессиональным журналистом в СССР, где опубликовал несколько статей и 3 книги. В 1966 году, будучи в Англии с советской делегацией, выбрал свободу. Автор многочисленных публикаций в эмигрантской прессе.
Образец стиля и поднимаемые вопросы:
Думаете, что лампочку накаливания изобрел Эдисон? Ничего подобного - это сделал до него Яблочков в России! А первый самолет построили вовсе не братья Райт, а русский военный инженер Можайский. А радио - кто изобрел радио? Может быть, Маркони? Как бы не так -- это Попов изобрел! В начале пятидесятых годов в Советском Союзе были даже сняты "биографические" фильмы о Можайском и Попове. Причем самолет Можайского показан в полете, а Попов заодно с открытием радио изобретает также и радиолокацию. Пусть советская интеллигенция и посмеивалась над этими дикими националистическими выдумками, пусть навесила на тогдашние "поиски" русского приоритета иронический ярлык "Россия -родина слонов" - все равно миллионы людей верили, что советские историки наконец-то разоблачили Стефенсона, будто бы построившего первый паровоз, и его предшественника Уатта, якобы создавшего первую паровую машину. Массы людей охотно согласились с тем, что паровоз построил уралец Черепанов, а паровую машину - алтайский шихтмейстер Ползунов. Я хорошо помню, например, длиннейшую поэму, напечатанную в советском литературном журнале и посвященную... открытию паровой
машины Иваном Ползуновым...
...
в советских условиях никто не спрашивал мнения космонавта - ему просто приказывали лететь, и он с детства знал, что получить такой "приказ Родины" - высокая честь, а отказаться от его выполнения -несмываемый позор. Во-вторых, если бы будущий космонавт проявил повышенный интерес к вопросам безопасности космического полета, к степени риска и так далее, то его сразу заподозрили бы в трусости и в два счета отстранили от подготовки. Карьера таких людей в СССР - которые "не сумели", "не выдержали" - кончена. Поэтому при начальстве кандидаты в космонавты изображали бодрость, старались особенно не умничать и запоминать как можно лучше все, что им преподносилось на уроках и тренировках. Кроме того, будущие "покорители космоса" знали, что от них в полете ровно ничего не будет зависеть. От манекенов или подопытных собак они будут отличаться только тем, что будут поддерживать словесную радиосвязь в полете и расскажут потом о своих впечатлениях.
...
Причина гибели Комарова не имеет, однако, прямого значения для нашего рассказа. Для меня лично катастрофа была тяжелым переживанием, потому что Владимира Михайловича Комарова я знал и глубоко уважал. В отличие от малообразованных, туповатых пилотов, какими были, скажем, Гагарин, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Владимир Комаров был интеллигентным человеком - к тому же, судя по моим весьма поверхностным впечатлениям, человеком добрым и мягким
...
Никакого советского первенства в космосе попросту никогда не было. А была видимость первенства - были спектакли, блестяще созданные великим режиссером Королевым по американским сценариям. Конечно, даже он не смог бы долго продолжать эти спектакли; без него они тем более сразу прекратились. То, что Советский Союз делает в космосе теперь...оставляет тягостное впечатление...отставание Советского Союза в космосе органично и закономерно - Советский Союз вообще отсталая страна, а в частности, технологически отсталая.
...
принося в жертву жизненный уровень населения, можно, конечно, достичь многого - особенно в такой богатейшей природными ресурсами стране, как Советский Союз. И все-таки технологическая отсталость существует в СССР и в области вооружений. Ведь недаром же Советский Союз ведет беспримерный по масштабам и расходам всемирный шпионаж.
Советская атомная бомба - это, в известной части, увезенный с Запада атомщик Бруно Понтекорво, это шпионская работа Клауса Фукса, Абеля и других; советская термоядерная водородная) бомба - это, в том же смысле, супруги Розенберг и их сообщники; советские атомные подводные лодки - это Гордон Лонсдейл, супруги Крогер и прочие агенты.
Лишь в области ракет положение в СССР было несколько лучше, чем в других областях, ибо здесь существует хоть какая-то традиция, существует "школа" Цандера-Королева. Но, конечно, и здесь иностранный опыт, зарубежная техника влияли очень сильно. Достаточно вспомнить немецких специалистов, привезенных в СССР после второй мировой войны, вспомнить Янгеля, до сих пор занимающего один из самых высших постов в советской ракетной иерархии
...
Однобокость развития советской промышленности в сторону военной продукции дорого обходится стране и ее населению. В государстве, где умеют делать ракеты и бомбы, оказалось невозможным наладить собственное производство автомобилей. Все советские автомобили, выпущенные за последние полвека, - так или иначе, иностранного происхождения. Еще более безнадежно отстали такие отрасли советской техники, как производство пластмасс, искусственных волокон, химических удобрений и гербицидов. Во всей стране не выпускают ни доброкачественной одежды, ни хорошей обуви, ни даже более или менее приличной бумаги. При гигантских просторах плодородных почв и при чрезвычайно низкой плотности населения - всего около 11 человек на квадратный километр - обеспеченность населения даже хлебом целиком зависит от урожая в каждом данном году.
Однобокость развития советской промышленности в сторону военной продукции дорого обходится стране и ее населению. В государстве, где умеют делать ракеты и бомбы, оказалось невозможным наладить собственное производство автомобилей. Все советские автомобили, выпущенные за последние полвека, - так или иначе, иностранного происхождения. Еще более безнадежно отстали такие отрасли советской техники, как производство пластмасс, искусственных волокон, химических удобрений и гербицидов. Во всей стране не выпускают ни доброкачественной одежды, ни хорошей обуви, ни даже более или менее приличной бумаги. При гигантских просторах плодородных почв и при чрезвычайно низкой плотности населения - всего около 11 человек на квадратный километр - обеспеченность населения даже хлебом целиком зависит от урожая в каждом данном году.
В академическом институте математики нет простейшего копировального аппарата - эти машины считаются в Советском Союзе "политически опасными" и содержатся под особым надзором только в секретных учреждениях. Какова же цель всей этой фантастической секретности? Ученые в СССР твердо убеждены, что цели таковы: скрыть от заграницы истинный уровень развития науки и техники в Советском Союзе, скрыть свое отставание и иметь возможность беспрепятственно копировать научно-технические новинки Запада, не покупая их за валюту
...
Хотя заработки людей в СССР примерно в пять раз меньше, чем в США, стоимость космических программ несравненно выше. Виной тому не только секретность, но и общий низкий уровень технологии, требующий "штучного" изготовления всякой мелочи, и процветающая в стране бесхозяйственность, и повальное воровство (даже с секретных предприятий), и исключительно низкая - самая низкая в Европе - производительность
труда.
Хотя заработки людей в СССР примерно в пять раз меньше, чем в США, стоимость космических программ несравненно выше. Виной тому не только секретность, но и общий низкий уровень технологии, требующий "штучного" изготовления всякой мелочи, и процветающая в стране бесхозяйственность, и повальное воровство (даже с секретных предприятий), и исключительно низкая - самая низкая в Европе - производительность
труда.
Вердикт: книга не только про то, как с помощью крайне ограниченных ресурсов и отсталой техники СССР смог стать первым в космосе и достичь невероятного пропагандистского эффекта, но и про советскую науку, промышленность, шпионаж, секретность, советских ученых, инженеров и руководителей в целом. Маст рид.
1 комментов:
Видимо правильная книга. После ее прочтения возможно многое проясниться и в сегодняшних реалиях, когда новая волна пропаганды правящей клики обрушивается на сознание людей.
Отправить комментарий