27 мая 2009 г.

[Книга № 11/2009] Дмитрий Невидимов. Религия денег.

Альтернативный взгляд на то, что собой представляет рыночная экономика, ее внутренние механизмы.

Про то как миром давно уже правят мультинациональные индустриальные и торговые концерны, банки которые формируют политику и определяют для нас тенденции в моде (в самом широком смысле), включая литературу и фильмы, которые мы смотрим, музыку которую слушаем, тряпки, которые мы носим, и суб.культуру, в которой живём. Которые меняют правительства, вводят новые лица и легенды и приучают нас к единственно верному восприятию мира.

Автор предлагает теорию, описывающую историю как борьбу религий. Капитализм -- тоже религия. Борьба капитализма с христианством и социализмом, рассмотрена с точки зрения борьбы религий за главенство.

Образец стиля:
Люди, находящиеся в нужде, обменивают товары и рабочее время по принципу экономии своего времени и максимальной практической отдачи.
Крестьянин прекрасно знает, сколько займёт выращивание картошки по сравнению с выращиванием пшеницы. Он знает, скольких людей накормит пшеница, скольких картошка, а скольких — малина. Исходя из этого он определяет, нужен ли ему обмен картошки на пшеницу и специализация в одном из этих занятий.
Крестьянин знает и сколько времени ему сэкономит использование плуга по сравнению с сохой или ветряная мельница по сравнению с жерновом. Поэтому он действительно мыслит обменом труда на труд.
Так же поступает и небогатый городской человек — он взвешивает, проще ли ему самому сделать ремонт в квартире, или нанять другого; приготовить обед самому или сходить в кафе.

На втором этапе S-кривой, когда базовые потребности человека удовлетворены, на этапе удовольствий, логика человека, а вместе с ней его представления о стоимости, начинают меняться. У него уже больше свободных денег.
Выбирая между удовольствиями, человек уже не смотрит только на функциональность и затраченное или сэкономленное время. Он сравнивает эффект от удовольствий. Он меняет одно удовольствие на другое, скажем, возможность сходить в театр на возможность купить торт. Он часто готов переплатить.
Здесь выиграет не то удовольствие, которое сэкономит время (или на которое было затрачено больше труда), но то, которое даст большее удовлетворение.

На третьем этапе S-кривой, когда речь идёт о власти (в рыночной экономике), человек уже не сравнивает ни время, ни труд, ни удовольствия. Он сравнивает только то, что даст ему большее приращение статуса, власти, престижа, денег. По этому принципу он и определяет стоимость товара.
На третьем этапе уже не человек определяет стоимость товара, а товар определяет, какой человек сможет его купить.

Эти закономерности легко увидеть на примере автомобилей. Все автомобили, предлагаемые сегодня на рынке, можно разбить на три группы — экономичные, средний класс (performance) и статусные.
Когда человек выбирает экономичный автомобиль, он ищет максимум функциональности за минимальную цену. Он сравнивает двигатель, расход бензина, надёжность, долговременность, проходимость, ремонтопригодность. Автомобиль для него является средством передвижения из точки А в точку Б с минимальными затратами.
При выборе машины среднего класса он уже готов переплатить существенные деньги за удовольствия. Его начинают интересовать кожаные сиденья (которые стоят дороже двигателя), красивые фары, рассекатели воздуха, и так далее. Он начинает воспринимать саму езду на машине как приключение и приятное времяпровождение.
При выборе престижной машины человек смотрит не столько на её внутренность, сколько на статус. Он не просто не стремится сэкономить, но он хочет купить настолько дорогую машину, чтобы, глядя на нее, сказали — эта машина стоит столько-то тысяч долларов, а её хозяин занимает определённое положение в обществе.
Можно выделить целые группы товаров, соответствующие разным участкам S-кривой, и для каждой группы товаров существуют свои под-законы стоимости.
В первую войдут утилитарные — бензин, электричество, простые продукты питания, дешёвая одежда, домашний телефон, автомобиль «Жигули» и так далее. Во вторую — косметика, духи, модная одежда, сотовый телефон, автомобиль «Тойота». В третью — дорогие рестораны, одежда от модельеров, автомобиль «Мерседес».
Закон стоимости меняется в соответствии с S-кривой не только для отдельного человека, но и для классов и для обществ в целом. Невозможно правила обмена с одного этапа пытаться применить на другом этапе.

Вердикт: не все в книге, что кажется верным, верно в действительности, но она заставляет задуматься, да и так называемая "система ценностей" Запада показана правдиво, а вообще начало книги - описание узнаваемых реалий 90ых - читается с удовольствием. Тут и далее автор выказывает признаки вменяемости, но концу книги их уже просто не остается...
Тем не менее, это вещь, о которой дискутируют и в целом достойна прочтения всеми интересующимися тем, как устроен мир.

2 комментов:

Анонимный комментирует...

http://ama1eur.blogspot.com

Blondinka комментирует...

Спасибо за познавательную статью, очень интересно!)))

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails