16 апр. 2012 г.

Выбор наушников - манипуляции маркетологов

Здесь не будут описываться модели наушников, которые лучше всего подходят для обдуманной покупки, но будут описаны методы с помощью которых нас заставляют совершить покупку за гранью здравого смысла, обращаясь не к разуму, а к нашему воображению.

Интересное и познавательное интервью о реальном мире аудио с Валентином Казанжи и Алексеем Долгушиным (основателями российской компании Fischer Audio GmbH и принципиальными противниками маркетинга). Читать всем аудиофилам и людям не безразличным к тому сколько и за что платить. Оригинал тут  

Долгое время безоговорочным лидером по красивому запудриванию мозгов были производители парфюмерии и косметики. При ничтожной себестоимости кремов, пудр, духов и прочих неэлектронных гаджетов продаются они за десятки, сотни и тысячи долларов, а значительная часть выручки тратится на убеждение широких масс в оправданности ценовой политики. И впрямь, это же так красиво и убедительно, когда голливудская звезда не первой свежести расхваливает крем от морщин с экстрактом таинственного растения барбарея! Рука так и тянется к кошельку, хотя на самом-то деле единственное средство от морщин, используемое звездой, это хирургический скальпель, а Barbarea - латинское название сурепки обыкновенной, которая (вот досада!) от морщин сроду не помогала.

Так вот есть у меня ощущение, что скоро производители акустики и особенно наушников переплюнут былых лидеров в маркетинговых ухищрениях за счет потребителя.

Начнем с того, что объективного понятия «высокое качество звучания» попросту не существует. Каждый человек оценивает это качество для себя, исходя из физиологических особенностей, привычек и вообще - взглядов на жизнь. Например, в аудиофильской среде считается, что правильные наушники - это те, у которых самая ровная АЧХ. Но при этом такие граждане забывают о важном моменте, описываемом на первых страницах любого учебника по звукотехнике. А именно - о крайне неровной АЧХ человеческого уха. «Кривизна» у него просто дикая, и пиковое расхождение по частотам может достигать 80-90 Дб.

Также в аудиофильской среде гуляет убеждение, что-де у действительно хороших наушников не должно быть басов. Дескать, они - для быдла, а тонкому умному человеку басы не нужны. Многие фирмы выпускают такие модели, которые и упакованы очень красиво, и стоят внушительно, только лично мне их слушать не интересно. Есть, наоборот, модели с гипертрофированными низкими частотами. Так что общую формулу выбора вывести вряд ли возможно.

о влиянии кабеля на звук
если вы сделаете кабель одножильным, толщиной с волосок и вдобавок плохо его припаяете к некачественному разъему - тогда будет влиять. Во всех других случаях, по моему мнению, нет.
о неодимовых динамиках о пользе которых сейчас стало так модно писать на упаковках
Неодимовыми, на самом деле, являются не сами динамики (которые представляют собой довольно сложное устройство), и не катушки (которые, по сути, стержень с обмоткой), а постоянные магниты. Для простоты обычно говорят именно про динамики, но это неверно. 

По сравнению с ферритовыми «неодимы», конечно, гораздо лучше, потому что позволяют при миниатюрных размерах обеспечить неплохую мощность. Но дело-то в том, что сейчас неодимовые магниты используются абсолютно во всех динамических наушниках, кроме совсем уж дешевых, продающихся в переходе по 30 рублей. По сути, такие магниты и создали класс «затычек», потому что приличную ферритовую катушку в таком корпусе просто не уместишь.
Почему же тогда на одних коробках о неодиме пишут, а на других - нет?
Надо же как-то оправдать завышенную цену.
Еще очень модно упоминать о кабелях из бескислородной меди (OFC), словно где-то используется какая-то другая.

о японских, немецких и русских заказчиках китайских заводов
Давайте представим некий китайский завод. Он обладает набором наработок и технологий, многие из которых «подсмотрены» в продукции предыдущих заказчиков. И вот представьте, что на этот завод приходят с заказом японцы. Цена для них будет сразу процентов на 70-80 выше. Почему? Все очень просто. Приемка готовой продукции у японских товарищей выглядит так: приезжает банда улыбчивых инженеров, которая сидит на заводе день и ночь, проверяя каждый четвертый экземпляр. Больше того, на стадии размещения заказа японцы могут вносить изменения в уже как бы утвержденную конструкцию по 10-15 раз, абсолютно не думая о проблемах и убытках китайцев.
Настолько же щепетильными и нудными могут быть немецкие заказчики, и американцы тоже известны своей капризностью. Теперь представим типового заказчика из России. Приходит он и говорит: мне нужна модель вот с такими характеристиками. Китаец отвечает: не вопрос, будет стоить два доллара. Наш заявляет, что тогда не получится сделать конечную цену самой низкой в российских розничных сетях и просит сделать за полтора. В результате получает динамики послабее и дизайн пожиже. Но зато, благодаря дешевизне, он легко входит в сети и получает неплохую долю рынка.

про "арматурные наушники"
... самое главное в «арматуре» не то, как она звучит. Наш горький опыт говорит, что гораздо важнее шильдик, который на ней стоит, и цена, за нее заплаченная. Вот вам пример. У нас есть очень неудачная модель арматурных наушников. Точнее, звук ее лично мне и моим коллегам очень нравится, но она не пошла вообще. Завсегдатаи форумов находили в ней массу изъянов: то не так, это не так, а потом расковыряли один экземпляр и нашли в нем драйвер Sirene. И тоже нашли, что нехорошего сказать. Стоили наши наушники - SBA01 - примерно 2 400 рублей. Между тем, на российском рынке продается как минимум две модели с точно таким же драйвером - под брендами Ortofon и Grado. Обе стоят около 8 000 рублей и в тех же аудиофильских кругах вызывают только восхищение. Да, корпуса у них отличаются, но драйвер-то тот же! Но, видимо, при увеличении цены почти в три раза он приобретает какие-то особые свойства - разумеется, исключительно в голове владельца.

про уловки маркетологов
Все эти надписи про диапазон воспроизводимых частот от 8 до 28 000 Гц на коробках наушников за 200 рублей...

Лучший способ перестать верить в маркетинговые уловки - взять да и заглянуть внутрь каких-нибудь дорогих наушников. А потом в те, что подешевле...
Мы в самом начале работы компании поставили эксперимент. Самая дешевая модель в линейке, FA-455, звучала очень достойно. Но дешевой она была только для покупателей, для нас же продажа каждого экземпляра приносила 18 рублей чистого убытка, а продавалась FA-455 десятками тысяч штук. Я-то надеялся на что? Народ купит и начнет писать в форумах - посмотрите-ка, у них даже дешевые «уши» вон как хороши! Не тут-то и было. Человеку, покупающему дешевые наушники, глубоко наплевать - как именно они звучат. Играет - и ладно. И потом, когда мы эту модель подменили на более... коммерческую, это заметили считаные единицы, а на объемах продаж подмена не сказалась. И мы наконец-то получили какую-то прибыль.

почему растет число брендов-производителей наушников
На мой взгляд, тому есть две причины. Первая: звук - вещь неявная, и вокруг него можно устраивать массу маркетинговых мистификаций. Вторая: несмотря ни на что, наушники сегодня - один из немногих оставшихся высокомаржинальных продуктов. На телевизорах, ноутбуках, сотовых телефонах много не заработаешь. А тут - можно.

3 комментов:

Дмитрий Колесниченко комментирует...

Интересная статья, я сам заглядывал внутрь нескольких типов наушников, и сделал для себя неоднозначные выводы)Очень люблю качественные басы и чистый звук, дома у меня хорошие наушники, но на улице становится больше вопрос о компактности, поэтому выбрал себе вакуумные просто подороже( вот такие - http://zebest.ua/product/yamaha-eph30-white/), вакуумные хорошо заглушают окружающий звук, в этом их преймущество как по мне!

emotions комментирует...

а мы брали свои уши на http://hotstore.com.ua/ - оригинальные от Эппл. ребята, это просто вещь, а не наушники!

Богдан Петросюк комментирует...

А я брал в http://soundmag.com.ua/, дешево получилось, если это слово применимо к этим наушникам)

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails