8 мар. 2008 г.

[Книга № 3/2008] Александр Иличевский. "Ай-Петри"

Александр Иличевский. "Ай-Петри" (2005), "Курбан-Байран"
Финалист Национальной литпремии "Большая Книга" - сборник "Ай-Петри"
"Русский Букер" -2007 за роман "Матисс"
Около 146 кб., 33 кб

Поэт, прозаик. Родился в 1970 г. в Сумгаите. Учился в Физико-математической школе имени Колмогорова при МГУ, окончил Московский Физико-Технический Институт. В 1991-1998 гг. занимался научной работой в Израиле и Калифорнии. С 1998 г. снова в Москве. Без путешествий не может жить.

"Он идет от слова, и через желание говорить своим языком доходит до глубоких пластов человеческого бытия" (Михаил Бутов)

Вся книжка - истории про какие-то путешествия: на Памир, в сибирскую тайгу, в дельту Волги, в Азербайджан, в Иран, в Крым, в Калужскую область. Трудно, однако, представить себе нечто более далекое от путевых заметок туриста; рассказчик — такое повзрослевшее саше-соколовское существо, люмпенизированное, явно с высокоразвитым интеллектуальным аппаратом, — не просто посещает ту или иную местность, но вживается в нее до тех пор, пока с ним не происходит нечто исключительное. (Лев Данилкин afisha.ru )

Образец стиля:
"Я умирал от страсти, как муха на клейкой полоске сладкого яда”

"Как ни странно, Памир не отбил у меня охоту к путешествиям. В последующие сезоны, как только рассчитывался с сессионными экзаменами, я остервенело рвался из Москвы — туда, куда всю зиму лелеял мысль взойти. Руководимый необъяснимым талантом, я с безошибочным восторгом узнавания сверял карту своего воображения с ландшафтом реальности. За пять лет я исколесил и обнял пластуном волжские степи, на байдаре распутал и вымерил выход из лабиринта волжской Дельты на взморье, к Харбайской россыпи; жил целый месяц посреди войны властей с браконьерами на Карантинном острове, облазил субтропики Каспия и Кавказа; и как-то раз, знакомясь с тайгой, чуть не угробился «сифоном», сплавляясь рекой Нежная по Забайкалью.
Теперь я путешествовал в одиночку — не только во избежание трагических потерь. Основной причиной моего одиночества в странствиях — в ущерб залогу взаимопомощи — была глубочайшая интимность поиска откровения, на которое моя интуиция указывала в тех или иных областях. Хотя и отрывочное, откровение это не было замысловатым. Я искал бесхитростности сверхъестественной стороны мира, выраженной Творцом средствами исторической географии, геофизики, зоологии, этнографии — и другими изобразительными составляющими моего зрения. Каспий, частично знакомый по Апшерону моего детства, привлек меня давнишним посылом. Хотя он и терял уже актуальность — в силу стабилизировавшегося разгрома страны, но мне все еще представлялось забавным: прочувствовать на местности, как можно было бы свинтить нелегалом через госграницу."

Вердикт: свежо, глубоко и просто, хороший язык, знание материала, колорит и атмосферность. Новая, взрывная, лирическая проза - рекомендую всем, кто давно не может найти чего-то интересного в русской литературе.

0 комментов:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails