9 окт. 2010 г.

"Львовский Дюрер" Александр Аксинин

В Киевском Музее современного изобразительного искусства Украины (Глубочицкая, 17) запали в душу необычные небольшие, круглой формы офорты. Прошло время, но впечатления не стирались, магия автора не рассеивалась, а любопытство усиливалось.
Пространство офортов было насыщено ощущением текучего времени, "вечными знаками" - символическими изображениями рыб, женских фигур, креста... 


Оказалось, то были работы Александра Аксинина.


Он писал в автобиографии: "В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове. 1972 - диплом Полиграфического института, по специальности — график. 1977 год - откровение с сопутствующим ощущением времени. 1981 года - откровение с сопутствующим ощущением вечности. 1979 - первая выставка в Таллине. 1981 - вторая выставка в Польше. Всё".

Был одним из деятелей "другой культуры" из Москвы и Ленинграда - художников, искусствоведов, поэтов, которые творили за пределами официально искусства (Дмитрий Пригов, Виктор Кривулин, Илья Кабаков, Оскар Рабин, Эдуард Гороховский, Генрих Сапгир). На начало 1980-х приходится интенсивное чтение Аксининым философского и религиозного самиздата.  

Он имел фундаментальные знания во многих областях культуры - от поэзии В. Хлебникова до семиотики, от новейших философско-этических теорий до космогонии древнего Китая или учения о бесконечно расширяющемся пространстве Вселенной.

Одним из самых любимых его писателей был легендарный аргентинец Хорхе Луис Борхес.

За свою короткую жизнь Александр Аксинин создал примерно 340 офортных и около 150 акварельных работ и работ в смешанной технике (гуашь, китайская тушь, типографская краска), среди печатной графики - иллюстрации к "Алисе в стране чудес" (1976-1977), "Приключения Гулливера" (1977-1978), к древнекитайской "Книге перемен" (1984-1985), серии "Босхиана" (1977-1978), "Знаки Зодиака" (1974), "Звуки" (1980), "Месяцы" (1980), "Слова" (1980-1981), "Почта Александра Аксинина" (1983-1984).
Творчество Аксинина, которое требует от воспринимающего эрудированности, интеллигентности и чувства юмора, не было принято и оценено ни функционерами советского искусства, ни широкой львовской публикой. Эстетика Аксинина принципиально противостояла и соцреализму и обывательским вкусам. Зашифрованные на нескольких уровнях, с аллюзиями к художественным и философским текстам, визуальным символам и культурным явлениям, его работы иногда не вызывали эмоционального резонанса даже среди тех, кто считал себя близким к искусству.

Хотя Александр Аксинин пользовался традиционной техникой офорта, он не стремился академически изобразить окружающее; ему были близки такие художники, как Босх, Брейгель, Эшер, Дюрер. Как писал друг Аксинина, один из исследователей его творчества Дмитрий Шелест, "предельная отшлифованость техники, филигранность линии, тончайшая проработка деталей, торжественная симметрия построений, сложность плановых и перспективных решений, рафинированный контраст темного и светлого, ритмизация общего тонального решения — вот характерные черты лучших работ А. Аксинина."

Жизнь уникального графика и выдающегося художника Александра Аксинина трагически оборвалась в 35 лет в авиакатастрофе над Золочевом (недалеко от Львова) в 1985 году. Чуть дольше, чем у Лермонтова и чуть меньше, чем у Пушкина.

Окрыть для себя работы Аксинина можно на сайте http://www.aksinin.com

1 комментов:

Native-born citizen комментирует...

Спасибо, очень интересный автор!

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails