16 авг. 2009 г.

О чувстве дежавю и любимых книгах детства

Бесконечные списки "столько-то лучших книг" надоели хуже горькой редьки, чем больше читаешь тем больше склоняешься к мысли, что лучших книг нет, а есть наиболее нужные и запомнившиеся для каждого конкретного читателя.

Даниэль Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим".

Как и у многих это - самая любимая и запомнившаяся книга детства, оставившая волшебные воспоминания и перечитывавшаяся постоянно. Читалась при выполнении обязательных условий: запаса провизии - полукилограммовой коробки сладкой соломки за 36 коп. и построенной из накрытых одеялом стульев халабуды ...

Мало кто знает, что существует и второй роман "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо", в котором Робинзон терпит кораблекрушение у берегов Юго-Восточной Азии и вынужден добираться в Европу через всю Россию".

Будет ли впечатление от теперешнего чтения второго романа повторением тех ощущений, которые были в детстве при чтении первого?

Иногда только клочок сюжета без названия, да хорошее воспоминание от книги остается в памяти, чтобы в определенный момент, спустя десятки лет вынырнуть из глубин мозга и сложиться в название книги. Как смутные воспоминания человека, прочитавшего в детстве взрослый роман о путешествии другими мирами во время мучительных экзекуций смирительной рубашкой, через 25 лет складываются в название как бы "случайно" повторно встреченного романа Джека Лондона "Межзвездный скиталец".

Наверное, правда в том, что определенные книги приходят к человеку в нужное время в нужном месте, находят его в нужные моменты жизни, чтобы открыть глаза на вещи, которые окажут влияние на все его будущее.

Ибо, если гибель бабочки в далеком прошлом изменяет мир будущего, то логично предположить, что человек, на которого в свое время оказали влияние "Нравственные письма к Луцилию" Сенеки никогда не будет посещать концерты Киркорова и тратить время на "Дом-2" или какие нибудь "Невероятные истории любви" по ТВ.

Однако, отрывочные воспоминания о прочитанных в детстве книгах могут и не привести к идентификации книги, смешавшись в сознании с ложной памятью, "реальными" воспоминаниями о том, чего на самом деле не было.

Исследователи считают, что у приступов дежавю (ощущений, что текущая ситуация повторяется, что она была когда-то в прошлом) есть свои возрастные пики, 16-18 лет и 35-40. И если первый всплеск объясняется острой реакцией на небольшой жизненный опыт и попытками обращения за поддержкой к фиктивному опыту, то второй пик, приходящийся на так называемый кризис среднего возраста окрашен в ностальгичесике тона, когда все напоминает о прошлом.

Вот так, иногда случайно найденная на даче книга из детства приводит к недетским размышлениям.

0 комментов:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails