20 июн. 2008 г.

Питер не FM. Путешествие из Воронежа в Петербург

Публикуется с сокр. с разрешения автора. Фото автора.

Сбылась мечта идиотки – я в Петербурге. Спина разламывается после 20-и часов в автобусе, ноги гудят после многочасовой прогулки по городу. Но в этом есть некий кайф, который поймут только те, кто много лет мечтал увидеть этот город.

Про то, что с приобретением путёвки связаны не только приятные впечатления, вспоминать не буду. Сейчас, когда Лёха заснул, а я сижу и обалдеваю от вида из окна, - всё это кажется незначительным. Тур обошёлся на одного человека в 3 500 руб. (145 $). Я считаю, что эта цена вполне преемлема.

Более важным оказался следующий факт: уже при посадке в Воронеже выяснилось, что комфортабельный автобус – это списанная из Голландии бог знает сколько лет назад техника с неработающими туалетом и кондиционером. Во время дождя по внутренней стороне стёкол струйками стекала вода. Обрадовало только то, что руководитель нашей группы смилостивилась и поставила на DVD не фэнтези, а КВН.

В общем я ничего не имею против свежего воздуха, но меня отнюдь не вдохновляет влажная крапива на уровне колен вдоль трассы часов в 12 ночи (у нас-то ночи не белые), когда 36 человек высыпаются из автобуса с одной общей целью.

Все стали укладываться спать. И я поняла, что шансов у меня нет: на моих коленях заснул Лёша, и всю ночь я провела в осторожном перекладывании его головы с одной моей уже затёкшей ноги на другую. Но благодаря этому я наблюдала за нашей поездкой по МКАД. Жуть! В течение часа я видела один и тот же супермаркет с четырёх сторон. Самое интересное, что назывался он “Авшан” (или как-то так). Прошу понять меня правильно. Но я не могу себе представить, чтобы в какой-либо уважающей себя стране на одной из главных развязок на фоне ночного неба светилось бы “IWANOFF – Market”! Резануло это как-то и глаз, и мысль.

Поутру, как и планировалось, подъезжаем к Питеру. Удивило, что за 150, 70 и 35 км до города – всё те же деревянные полуразвалившиеся хижинки и никакого намёка на наличие хозяйства. Да за 30 км от Воронежа – самые дорогие в Воронеже дома! Но что тут сравнивать…

Второе удивление я испытала при въезде в город: традиционный сталинский ампир. Ни разу в жизни я не видела Питера этих времён ни на одной иллюстрации. “Сталинки” Ленинграда мало чем отличаются от своих близнецов в других городах. Поэтому и говорить о них не стоит. И не буду.

Во время краткой обзорной экскурсии по городу выяснилось, что сегодня в Питере какая – то международная экономическая встреча, и поэтому везде пробки. По этой причине всё время ехали в объезд чего-то. Так и получилось, что интересующий меня старый Петербург Достоевского я увидела постольку поскольку. С Питером Серебряного века совсем не столкнулись. Если не считать Летнего сада.

В общем, так сказать “мазнули нам картину Петербурга” (но не пером Гогена, а в лучшем случае каракулями трёхлетнего ребёнка) и повезли в гостиницу.
Вот это оказалось сюрпризом: из классической коммуналки в одном из доходных домов Петроградского района сделали мини-гостиницу. Заходишь в подъезд, извиняюсь, в парадную, и видишь перед собой старую каменную лестницу до шестого этажа и лифт. Такой, с сеточкой. Как в кино. Зашли в квартиру (двери тоже, кстати, киношные, настоящие) – а там: евроремонт, администратор за ЖК - монитором, телевизор с DVD – плеером в каждой комнате. Ура! Нам с Лёхой достался единственный двухместный номер! Но прелесть коммуналки мы всё-таки познали, когда все …дцать человек бросились в душевую (их всего две) и стали занимать очередь в туалет. То и дело раздавались недовольные крики: “Включите свет!” Да, как обнаружилось вечером, не зря знают друг про друга всё. Теперь я понимаю, что такое – хорошая слышимость.

В общем, хлебнули чайку (это местное all inclusive) – и снова в автобус. Поехали смотреть “Аврору”. Лёшке понравилось. Больше сказать ничего не могу.

Обедали в университетской столовой. Дёшево и сердито. Опешили, увидев памятник академику Сахарову на площади перед ней. Видимо, авторы хотели передать в скульптуре мысль о том, что учёный проводил опыты с водородной бомбой. Выглядит ужасно. Лёша даже просил меня не фотографировать эту “страхолюдину”.
А потом был Исаакиевский собор. Он не может не потрясти. Правда, мы сразу же оторвались от экскурсии. Я решила: лучше потом всё сама прочитаю. А сейчас мы просто полюбуемся. Было заметно, что и Лёшка обалдел. Сам собор, хоть и не совсем типичен для православия по архитектуре, очень чётко передаёт его суть по своему воздействию: чувствуешь себя настолько ничтожным перед всем этим непоколебимым величием! Но с другой стороны я испытала какое-то торжество и гордость за человеческие возможности. Это творение человека можно назвать божественным.

Затем была экскурсия на катере по рекам и каналам города. Это здорово! К тому же нам очень повезло с погодой: практически весь день светило солнце. А Нева в солнечных лучах – это зрелище незабываемое. Алёша занимался тем, что следил, чтобы наш катер никто не обогнал (в общем, устроил свои любимые гонки), а я наслаждалась видами, погодой, жизнью…

Наконец-то нам дали свободное время. И с установкой экскурсовода, что в Питере заблудиться невозможно (эх, плохо они меня знают) мы пошли искать Летний сад. Тот самый, ахматовский. Правда, фонтаны в нём не восстановили: слишком дорого оказалось. Но в целом настроение создалось такое “серебряно-вековое”. Помню, как я восторгалась статуями в потсдамском Сан Сусси. Но там все мифологические герои, боги и богини – над человеком, а здесь – рядом. Можно сказать, “глаза в глаза”. Если бы была возможность, я бы посидела в этом саду с книжечкой в руках. С какой?... Ну, уж точно не с Донцовой!

Прошли через Марсово поле. Алёша заинтересовался Вечным огнём. Никак не мог поверить, что он горячий.

Направились мы вдоль по Дворцовой набережной. И только тут, часов в семь вечера, я поймала себя на мысли: если я уже вымоталась и ноги отваливаются, то какого же моему ребёнку? За весь день он почти не ныл, не вредничал, не жаловался. А тут говорит: мам, мы скоро придём? Я жутко устал. Отвечаю: потерпи, мол, немного осталось. Хотя знаю – до метро ещё топать и топать.

Невский проспект не понравился! Опошленный цивилизацией, Макдональдсом и бутиками, он потерял весь свой шарм. Десятиметровые лимузины и иномарки, идентифицировать которые не может даже мой повёрнутый на машинах сын, - это не то, что ожидаешь здесь увидеть.

Последние 100 метров до станции метро мы с Лёшей поддерживали друг друга как могли. В метро удивила длина эскалаторов и удалённость станций друг от друга. Не более того.

Установка экскурсовода не сработала. Мы заблудились. Наш язык не довёл нас не то что до Киева, но даже не до Большой Пушкарской улицы. Хотя отзывчивость местных жителей отметить стоит. Другое дело, что дорогу объяснить не все толком умеют (тут вспоминаются монологи любимого мною Задорнова на эту тему). Но старались ведь. Хотя вполне возможно, что это у меня сильнейшая форма географического кретинизма.

Идём, уставшие, ноги горят, спать хочется, в голове – неразбериха от пережитого, - но довольные!!! Спалось сладко, мягко и …светло.

Хорошо, что мы вчера позаботились о своём завтраке. Потому что то, что входило в здешний “all inclusive” оказалось йогуртом, ломтиком сыра и колбасы и кусочком хлеба, которого нам попросту не хватило.

За окном шумно и пыльно. Престижный район, центр Питера. Жить здесь не хотела бы.
Да, о жилье! На территории Петропавловской крепости до сих пор есть двухэтажное строение, в котором находятся жилые квартиры. Т.к. Петропавловка (как и весь город) является памятником ЮНЕСКО, бедные жители не имеют права даже лишний гвоздь в стену вбить. А “бедный” Питер никак не может найти возможности предоставить людям нормальное жильё. То, что их сюда после войны поселили – понятно, что они до сих пор здесь живут – не укладывается в мою голову. Наверное, голова слишком маленькая.
Ещё одним открытием стало то, что прежние доходные дома до сих пор существуют в виде квартир коммунальных. Если для Воронежа коммуналка – это раритет, то для центра Питера – до сих пор норма.

С утра приехали в Петропавловку. Первыми. Ощущение классное: мы одни на территории. Послушали, вспомнили курс истории, почтили в соборе память великих русских князей и императоров (церковь недействующая, работает в режиме музея, и именно поэтому я чувствовала себя здесь достаточно комфортно, т.е. уместно).

А потом бегом-бегом к автобусу и … в Петергоф.

Своим летним дворцом Пётр хотел переплюнуть Версаль. И те, кто был и там, и там, говорят, что это ему удалось. А я вспоминаю свои неописуемые словами впечатления от Сан Сусси и утверждаю, что и ему до Петергофа далеко.

Погода шептала. Мы с Лёхой решили не тратить время на очереди в музеи и провели почти целый день в праздном шатании и любовании парком. Немного побаловались “шутихами” (хорошо, что погода позволяла это сделать) – счастливые и довольные бегали мимо брызгающихся деревьев и лавочек.

Тюльпаны… Хотелось запечатлеть каждый в отдельности. Цветов таких цветов (о, великий и могучий!) я не видела никогда в жизни.
Полюбовались Финским заливом. Отрадно, что по крайней мере в этом месте его не умудрились превратить в помойку.
Только две вещи немного подпортили впечатление от этого “королевского” дня:
1. Сколько там народа! Остаётся только догадываться, какие ощущения можно было бы испытать в Петергофе, оставшись с ним тет-а-тет.
2. Поиски туалета заняли у нас не менее 20 минут. Стремление не нарушать целостность парка подобными заведениями - понятно. Но какие-либо указатели не помешали бы. Потому как минуте на 15-й после начала поисков ужу перестаёшь наслаждаться прелестями и в голову лезут преступные мысли о том, где бы найти подходящие кустики.
Но в целом: нет в нашем великом и могучем одного конкретного слова, которое передавало бы впечатление от увиденного. Но, может быть, это и к лучшему. Не всё же облачать в слова! Ведь даже то чувство, которое мы называем любовью, теряет очень много, будучи просто названным. Как то уплощается что ли…

Дорога домой показалась не такой утомительной. Правда девицы, сидящие впереди нас, заявили, что этой ночью не намереваются терпеть то, что Алёшка “кричит им в ухо и толкает ногами в спину” и откинули спинки сиденьев по максимуму. Выяснять отношения не хотелось. Ладно, я и дома высплюсь. А им желаю, чтобы их будущие дети не раздражали бы окружающих. А Алёшей – горжусь: 40 часов в автобусе, два дня в темпе гончих псов, куча абсолютно не понятной, а потому не нужной информации, - он всё это перенёс с достоинством. В качестве награды – 154-я по счёту машинка. Но привезённая из Питера. А ведь моделька AUDI китайского производства, купленная в супермаркете под Санкт-Петербургом - намного круче всех остальных. Или кто-то может с этим поспорить?

0 комментов:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails