Жозе Сарамаго (Jose Saramago, 1922-2010) - португальский писатель и поэт левых взглядов, антиглобалист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1998).
Этот роман-притча считается жемчужиной позднего творчества Сарамагу. Автор рисует выдуманную ситуацию, когда в некой стране (по смыслу понятно, что Португалии) перестают умирать люди - отныне их судьба жить вечно, независимо от своего состояния. Сарамаго мастерски описывает всевозможные бытовые, экономические и политические последствия, к которым привёл сбой жизненного цикла нации.
Образец стиля:
Вслед за тем и администрация больниц, госпиталей и клиник, как частных, так и государственных, без промедления принялась стучаться в двери министерств здравоохранения и социальной опеки, дабы высказать их руководителям свои опасения, которые, как ни странно, лежали в сфере логистики, а не чистой медицины. Было заявлено, что в постоянно движущейся цепочке, звеньями коей являются больные и два разряда переставших быть таковыми: одни выздоровели и выписались, другие перешли в разряд покойников, случилось, с позволения сказать, нечто вроде короткого замыкания, а если не употреблять термины электротехники, то – пробка: не та, что перегорает, а та, что на дорогах: короче говоря, постоянно увеличивалось число пациентов, которым по тяжести заболевания или травм, полученных в результате какого-нибудь несчастного случая, в обычных обстоятельствах давно уже полагалось бы переселиться в лучший мир. Положение серьезное, твердило больничное начальство, мы уже размещаем пациентов в коридорах, и все указывает на то, что в ближайшее время столкнемся с нехваткой уже не только кроватей, но и помещений, ибо все они, включая комнаты для персонала, будут заполнены. И заявляло, что поскольку имеющийся способ решить эту проблему задевает, пусть и по касательной, клятву Гиппократа, решение это, буде принято, должно быть не медицинским и не административным, но политическим.
Вердикт: тяжеловатая для восприятия книга с первого взгляда абсурдным и беспорядочным изложением, но затягивающая своим полным логики полным описанием последствий, размышлениями зрелого человека о сути смерти.
Концовка откровенно удивляет - тональность неожиданно меняется и фантастический роман превращается в роман любовный, где действующими лицами оказываются всё та же Смерть и стареющий музыкант.... Для такой логичной книги окончание могло бы быть более оригинальным, контрастное сочетание двух разнородных текстов под одной обложкой честно говоря не впечатляет. Все же хорошая, сильная вещь эта первая, фантастическая часть!
0 комментов:
Отправить комментарий