4 янв. 2010 г.

Александр Слюсарев - Я занимаюсь фотографией как таковой, а уж насколько она художественна, не знаю

Познавательные для любителей останавливать совершенное мгновение размышления Сан Саныча Слюсарева, основателя московской школы фотографии. Слюсарев говорит о фотографии в СССР и России. О личности фотографа, о критерии оценки фотоработы, о вдохновении и о том, что должно стать конечным результатом работы фотографа. Рекомендую.

Александр Слюсарев (1944-2010) начал фотографировать в 1958 году, когда отец подарил ему дальномерный фотоаппарат «Юность». Его первым знакомством с фотографией был журнал «Советское фото», а также фотовыставка «Род человеческий» в рамках американской выставки 1959 года. Теперь в фотографических кругах, а теперь и среди поклонников, его называют Сан Саныч, а подписывается он часто анаграммой ССС.

Направление работы Слюсарева - аналитическая или метафизическая фотография. Сфера интересов: предметность, детали человеческого быта, элементы окружающей реальности. Его блог.
***
Ни хрена никакой фотографии в стране [до 50-х] не было. То есть да, были отдельные фотографии, но как явления её практически не было. А потому что люди такие. Ну почему, например советский репортер, если ему говорят «Надо снять Папанина на льдине», он преодолеет хрен знает что, он попадет на Северный полюс, на эту льдину, снимет Папанина на льдине, но это будет очевидно плохой снимок, это будет флаг, Папанин, палатка, льдина – всё.

…Никто за обозримый период времени не делал что-то, потому что вот это он хочет делать. Делали всегда и все только то, что надо. Для дяди...Если уж говорить, то все ставили кадры поголовно...а не ставить было нельзя – просто ничего не снимешь, или снимешь фигню....В «Советском Союзе» ставили все и всё...

У человека, к сожалению, одна голова, нельзя здесь (для себя) снимать так, а вот здесь (для них) – этак. Невозможно. Вот американцы – у них совпадает это.

известный снимок Александр Птицын. "Нефть Сибири" 1962

...Главное, чего не хватает, и чего не было никогда в нашей фотографии, это чувства. Чувства, которое является главной составляющей любого произведения искусства. Там нет собственного отношения. Там отношение условно – журнальное. Что любителя взять, что профессионала, они одинаково смотрят – как посмотрит главный редактор? Не важно чего – «Советского фото», «Огонька». Чтоб прошло.

…Умение снимать – это не только смотреть и нажимать на спуск, но и обладать какой-то суммой знаний, которая позволяет тебе быть общественной личностью , а не просто фотографом. В этом отношении современная фотография – получше, потому что, ну даже если смотреть ЖЖ, всё-таки видно, что люди интересуются своей собственной жизнью, тем как они живут и как эта жизнь произрастает вокруг. Это может быть и не особенно серьезные вещи, но они есть, а этого раньше просто не было, никак. Максимум, на что фотографы той эпохи способны оказались, это дети, старики и влюбленные. Всё. Других сюжетов нету.

Владимир Мусаэльян. Брежнев на отдыхе в Крыму. 1973

о личности фотографа
Она важна. Но личность в фотографии очень часто, с одной стороны, миф; с другой стороны, раскрученность, если взять известных людей, безусловно, подтвержденная талантом, но все-таки раскрученная штука. Есть люди, которые по роду деятельности должны этим заниматься. Они этим и занимаются. Очень много пишут, например, о Виткине; хотя могли бы писать о ком угодно другом. О Саудеке пишут много, но точно также могли бы писать еще о ком-­то...Если серьезно говорить, то автор, как таковой, вполне вероятно и не важен. Потому что важна конкретная работа, конкретная работа - одна. Кто её автор? Главное чтобы она тебе нравилась, а он - этот автор - может быть полным говнюком. В Интернете можно найти просто гениальные снимки, просто гениальные; и никто этих людей слыхом не слыхал.
Юрий Абрамочкин. Школьный дворик. 1972

об известности и оценке фотографии
....ну будешь ты известен, ну и что? Ну меня, предположим, знает кто-то в Америке, ну и что? Искусство связано с фальшивыми вещами и искусственным раздуванием всего... Говорить об уровне как таковом нельзя. Искусство такая вещь, что нельзя сказать "лучше", "хуже"... Потому что самая правильная и единственно правильная оценка - мне нравится или мне не нравится...
Искусство индивидуально, конкретно и оценивается все-таки тобой, каждый раз тобой самим. Нравится - не нравится - и все! Если не нравится, никто тебя не убедит, что это хорошо.
Юрий Иванов. БелАЗ в Минске. 1972

об интересе к жизни
Интерес к жизни, как таковой, невозможно ощутить. Иногда жить интересно, иногда нет. Иногда тошно, иногда хорошо. Это от настроения зависит. Есть моменты жизни, когда ты не можешь ничего делать. Сегодня ты шел по этому месту — наснимал кучу снимков. На следующий день - то же самое вроде, а идешь и ничего не видишь и не можешь снять.

...Важна не тема. Важно — что человека интересует. Если его что-то интересует, то вполне вероятно это может заинтересовать еще кого-то. Другое дело, что бывают темы, которые интересуют только тебя одного...
Виктор Ахломов. Чайки» нашей юности. 1970

Фотопечать VS. выкладывание в интернет
Фотографическая книга дает тебе представление об авторе, но она не создает эффекта работы конкретной. Вот работа конкретная висит на стене, она работает, выполняет свою функцию; время от времени, когда кто придет, он спрашивает, а что это такое. Я отвечаю, что это Туоко Иртимаа — финский фотограф. И все.

Проблема в том, что она висит и работает, а если работа не висит, а лежит в книжке закрытая, то соответственно никакого толка от нее нет.

...У меня было много случаев, когда я достаточно хорошо знаю фотографию (по репродукциям), а потом вижу оригинал на стене и впечатление абсолютно другое. Вот в чем штука-то! Произведение, репродуцированное в полиграфии, начинает обладать другим качеством, и качеством, увы, неправильным. Когда мы смотрим в книге фотографии, они приобретают вполне определенное звучание и значение. Ты попробуй представить те же самые работы на стенке - они потеряют до 70% этого значения и станут просто фотографиями, каковыми и должны быть.

Существует фотография для полиграфии и фотография для стены. И это разные фотографии, то есть, если мы говорим о фотографии, то мы о фотографии и должны говорить, а не о полиграфической фотографии, о репродукциях.

Владимир Богданов. Старая Москва. 1970

...Вы возьмите картинку напечатанную и сравните с тем, что на экране видите. Это просто две разные вещи. Они действуют на человека по-разному. По абсолютно разным каналам. Я по себе знаю, у меня все-таки достаточный опыт общения с негативами, трансформирования негатива в отпечаток. Всю жизнь этим занимаюсь. Всё равно я не могу точно гарантировать, что у меня в отпечатке будет.

....Конечный результат работы - стена, на которую ты вешаешь фотографию, или, на худой конец, папка, которую ты открываешь, время от времени, надевая хлопчатобумажные перчатки, и смотришь аккуратно оформленную в паспарту картинку (просто потому, что стен у человека не так много).

из бесед со Слюсаревым Артёма Житенева, Артёма Чернова
(сообщество Фотополигон) и Ю.Зеленцова 2007 г.

Еще о Слюсареве на Блоге Любителя: Охота за тихой жизнью предметов
Ему подражали, ему подражают, ему будут подражать, но уже никто не сможет отснять подобную серию.

3 комментов:

Анонимный комментирует...

Великолепно. Вы могли бы поучаствовать в конкурсах на портале dviger.com. Было бы приятно видеть такго художника там!

Анонимный комментирует...

Смотрю. Читаю. Узнаю. Спасибо.

Ama1eur комментирует...

Спасибо, приятно! это по настоящиму классный фотограф, рекомендую всем любителям!

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails