Вольный роман известного поэта Кенжеева состоит из нескольких частей - первая это ностальгический фактурный рассказ о детстве некоего московского мальчика в 50-е.
Повесть о детстве мальчика прерываются вставками-размышлениями Кенжеева о природе поэтического творчества. Глазами другого мальчика показана вторая часть романа - детективная история 30-х годов, когда три «писца» на службе у режима (действие происходит в Переделкино, писательском посёлке, в филиале Дома творчества) в обстановке строжайшей секретности проводят экспертизу стихов подследственного поэта Мандельштама. А действие третьей части происходит в американской эмиграции в наши дни. В третьей части романа речь идет о сыне того самого мальчика из второй части и его сыне (то есть, в свою очередь, уже внуке мальчика).
Сюжет книги - судьба семьи и судьба поэта вообще.
Как писала Варвара Бабицкая (редактор раздела «Литература» портала OpenSpace.ru) «Обрезание пасынков» можно прочитать по-разному. То ли это про конфликт между горьким хлебом свободной эмиграции и теплой сайкой родной бесчеловечной советской власти («Была у меня родина, замордованная нехорошими людьми, похожая на мать-алкоголичку. А теперь есть ласковая мачеха»). То ли — про человека и время, которое до неузнаваемости меняет мир вокруг, делая каждого иммигрантом в новом веке. То ли про исторический опыт поколений и грехи чекистов, падающие на детей.
Образец стиля:
Спички в коробочках из тонкой щепы снабжались привлекательными этикетками, обычно печатавшимися в два цвета. Иные содержали поучительную надпись («Носите на производстве рабочую одежду – и вы сохраните ваше платье»), другие изображали упитанного глухаря из Беловежской Пущи или кита из Антарктики, третьи рекламировали услуги Госстраха или междугородную телефонную связь («Ленинград? В течение часа, ждите. По срочному? Минут через десять, но предупреждаю, срочный тариф в три раза дороже»). Опустевшие коробочки, правильно называвшиеся коробками, представляли собой значительную ценность, особенно летом, когда применялись для тюремного заключения жуков, кузнечиков, изредка – обитавших под камнями сороконожек. Всего интереснее были полосатые гусеницы, которые от отчаяния начинали оплетать себя густой паутиной, быстро ссыхавшейся до коричневого панциря. Коробок с образовавшейся куколкой следовало приоткрыть, чтобы возникающая из нее бабочка не поломала крылья и могла спокойно улететь восвояси, навстречу непривычной воздушной жизни.
Из двенадцати коробков (охотно отдававшихся мальчику соседками) изготовлялся комод с выдвижными ящичками, обклеенный плотной зеленой бумагой; правый верхний отводился под главную драгоценность – полтинник 1924 года с изображением могучего кузнеца над наковальней, содержавший, как сообщала надпись на ободке, сколько-то золотников чистого серебра.
Вердикт: традиционный добротный классический русский роман о Родине, времени и людях. Когда свежим детским глазом автор отмечает незаметные взрослым детали, именно из-за фактурности наблюдений возникает ощущение, что читаешь не художественное произведение, а свою автобиографию. Фотоаппарат ФЕД и чайный гриб, марки с космонавтами и пойманные жуки в коробочках, газированная вода за одку копейку и мороженое за 6 коп. и тд. и т.п.
(По поводу названия: Советское государство удаляет ненужных ему людей, подобно тому, как обрезаются пасынки - отростки на виноградной лозе, которые необходимо обрезать, чтобы грозди вызрели лучше).
Повесть о детстве мальчика прерываются вставками-размышлениями Кенжеева о природе поэтического творчества. Глазами другого мальчика показана вторая часть романа - детективная история 30-х годов, когда три «писца» на службе у режима (действие происходит в Переделкино, писательском посёлке, в филиале Дома творчества) в обстановке строжайшей секретности проводят экспертизу стихов подследственного поэта Мандельштама. А действие третьей части происходит в американской эмиграции в наши дни. В третьей части романа речь идет о сыне того самого мальчика из второй части и его сыне (то есть, в свою очередь, уже внуке мальчика).
Сюжет книги - судьба семьи и судьба поэта вообще.
Как писала Варвара Бабицкая (редактор раздела «Литература» портала OpenSpace.ru) «Обрезание пасынков» можно прочитать по-разному. То ли это про конфликт между горьким хлебом свободной эмиграции и теплой сайкой родной бесчеловечной советской власти («Была у меня родина, замордованная нехорошими людьми, похожая на мать-алкоголичку. А теперь есть ласковая мачеха»). То ли — про человека и время, которое до неузнаваемости меняет мир вокруг, делая каждого иммигрантом в новом веке. То ли про исторический опыт поколений и грехи чекистов, падающие на детей.
Образец стиля:
Спички в коробочках из тонкой щепы снабжались привлекательными этикетками, обычно печатавшимися в два цвета. Иные содержали поучительную надпись («Носите на производстве рабочую одежду – и вы сохраните ваше платье»), другие изображали упитанного глухаря из Беловежской Пущи или кита из Антарктики, третьи рекламировали услуги Госстраха или междугородную телефонную связь («Ленинград? В течение часа, ждите. По срочному? Минут через десять, но предупреждаю, срочный тариф в три раза дороже»). Опустевшие коробочки, правильно называвшиеся коробками, представляли собой значительную ценность, особенно летом, когда применялись для тюремного заключения жуков, кузнечиков, изредка – обитавших под камнями сороконожек. Всего интереснее были полосатые гусеницы, которые от отчаяния начинали оплетать себя густой паутиной, быстро ссыхавшейся до коричневого панциря. Коробок с образовавшейся куколкой следовало приоткрыть, чтобы возникающая из нее бабочка не поломала крылья и могла спокойно улететь восвояси, навстречу непривычной воздушной жизни.
Из двенадцати коробков (охотно отдававшихся мальчику соседками) изготовлялся комод с выдвижными ящичками, обклеенный плотной зеленой бумагой; правый верхний отводился под главную драгоценность – полтинник 1924 года с изображением могучего кузнеца над наковальней, содержавший, как сообщала надпись на ободке, сколько-то золотников чистого серебра.
Вердикт: традиционный добротный классический русский роман о Родине, времени и людях. Когда свежим детским глазом автор отмечает незаметные взрослым детали, именно из-за фактурности наблюдений возникает ощущение, что читаешь не художественное произведение, а свою автобиографию. Фотоаппарат ФЕД и чайный гриб, марки с космонавтами и пойманные жуки в коробочках, газированная вода за одку копейку и мороженое за 6 коп. и тд. и т.п.
(По поводу названия: Советское государство удаляет ненужных ему людей, подобно тому, как обрезаются пасынки - отростки на виноградной лозе, которые необходимо обрезать, чтобы грозди вызрели лучше).
0 комментов:
Отправить комментарий