Дрогобыч. Чистый, уютный галицийский городок со старинными улочками и древней историей, где-то обладающий собственным шармом, а где-то чертами стандартной постсоветской периферии. Здесь жил, творил и погиб Бруно Шульц - писатель, который близко подошел к загадке времени и чье имя стоит в истории литературы рядом с Прустом, Кафкой, Майринком, Борхесом, Джойсом. Шульц создавал в своих книгах удивительный и самобытный мир, в котором реальное переплетается с воображаемым, он был связан с Дрогобычем не только от рождения до смерти, но и творчески – как Достоевский - с Петербургом, Диккенс - с Лондоном, Бабель - с Одессой.
Тут, в 15 веке родился Юрий Котермак - средневековый философ, астроном, астролог, первый украинский доктор медицины. Был профессором Краковского, ректором Болонского университетов. В Италии его знали под именем Джорджо да Леополи, то есть Юрий из Львова, а в украинскую историю он вошел под именем Юрия Дрогобыча, взяв себе имя родного города.
Символично, что Юрий Дрогобыч родился в семье солевара - соль ("белое золото") справедливо считают богатством этого краю. Издавна на гербе города изображали 9 топок соли. Соль варят до сегодняшнего дня, а предприятие - Дрогобычский солеварный завод (искать на ул. Солоний ставок) считается чуть ли не самым старым в Европе постоянно действующим (с 14 века!). Соль добывается на современном оборудовани по дедовскому способу - выпариванием из ропы. Возле этой жупы (солеварни) и вырос город.
Дрогобыч известен как город с 1238 г. В этом году, к примеру, в сражении у Коломны хан Батый разбил объединённые войска рязанского и владимирского княжеств. Монголы захватили и разграбили Коломну, Владимир, Москву.
В 1422 г. польский король предоставил Дрогобычу Магдебургское право, согласно которому вся экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, а город считался “королевским свободным городом”. Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников.
К сожалению, в настоящее время туризм как отрасль в Дрогобыче совершенно не развита. Путешествующему по городу надо будет привыкнуть к мысли осматривать музеи и храмы в одиночку, а для покупки билета в галерею искать человека (иногда в соседнем здании), который продаст билет (цена обычно меньше половины евро) и будет ходить за вами, открывая закрытые на замок комнаты, включая и выключая после вашего осмотра свет.
Картинная галерея создает атмосферу культурно-творческой жизни прошлых столетий Дрогобыча. Много портретов известных людей края 18-19 веков. Домашняя атмосфера и удивление персонала от каждого посетителя.
По улице П.Орлика, находящейся в центральной части города сразу бросается в глаза одно из самых величественных сооружений города, тем не менее годами находящееся в ужасающем состоянии.
Это Хоральная синагога, построенная в 1842-1865 году и являющейся крупнейшей в Восточной Галычине. Как известно, еще со времён средневековья и до Второй мировой войны евреи составляли около половины населения города а их община, само собой играла важную роль в экономике города. Излишне говорить, что после окончания войны в синагоге был размещён склад соли, затем мебельный магазин, в пристройках — продуктовые склады. В 1990-х годах здание было передано еврейской общине города, однако позже было разграблено и подожжено. А жалко, такая красота пропадает.
Если купить путеводитель по городу с перечнем имеющихся тут достопримечательностей (организованных экскурсий по городу для одиночніх туристов замечено не было, да и зачем? одному - интереснее - путешествовать) то можно найти на улице Грушевского сохранившеюся хозяйственную постройку - памятник архитектуры - шпыхлир. Он был построен в 1778 г. и использовался как хранилище для зерна. В настоящее время двери этой памятки архитектуры государственного значения (как указано в путеводителе) забиты от нежелательных туристов.
Интересующихся украинским деревянным церковным зодчеством не испугать сельскими дорогами, лужами и дождем. На улице Солоный ставок найдете деревянные храм и колокольню Св. Юра (1496 г.) Скорее всего, вы будете осматривать их в одиночестве, но за право сделать внутри церкви-музея одну фотографию (один кадр) у вас запросят в два раза больше, чем стоит входной билет в нее. Не ведитесь на это, жлобство должно быть наказано.
В 5 минутах ходьбы от этого места по ул. Зварицкой можно найти тоже деревянную Церковь воздвижения Честного Христа и оборонную башню (17 век). Не пугайтесь и смело заходите на территорию в/ч Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций, где и расположены эти интересные обьекты. По словам дежурного по КПП, церковь открывается только несколько раз в году, по большим праздникам.
Продолжив поиски, еще в 10 минутах ходьбы по сельским улочкам можно выйти на небольшое кладбище и осмотреть Церковь Св. Параскевы (1708) - яркий пример местной архитектуры.
Церковь Св. Параскевы
Вернувшись к центру города грех не зайти и не посидеть на самой площади Рынок возле ратуши в уютном и недорогом кафе "Фокси-рокси". А там рядом уже и остановка и автобус через 15 минут доставит вас в курортный город Трускавец, откуда, устав от размеренного существования курортника, вы бежали в поисках новых открытий путешествуя Украиной.Таким я запомнил Дрогобыч
Прохожий! Остановись на минуту и склони голову.
В застенках этого здания в 1941 г. НКВД пытало украинских патриотов
В застенках этого здания в 1941 г. НКВД пытало украинских патриотов
(c) Фотографии Любителя, 2010
0 комментов:
Отправить комментарий