Дело не в том, сколько романов писать в год. Дело в том, что Пелевин не погряз в тусовках, не вошел в публицистический раж, не подался на телевидение, как почти все "актуальные" писатели. Где сейчас Проханов? Правильно, там же, где Кобзон и Виктор Ерофеев. А Пелевин сохранил верность первоначально избранной стратегии – образу затворника и полувиртуального персонажа, этакого цифрового Сэлинджера.
…Все, что Бегбедер описал в книжке "99 франков" (сейчас роман называется "14,99 евро"), Пелевин обыграл в романе "Generation П". И гораздо остроумнее, кстати…
Можно поспорить, что оригинальнее – хваленый фильм "Матрица" братьев Вачовски или пелевинский "Принц Госплана". А возьмем столь популярный, столь любимый и ненавидимый сегодня гламур и антигламур. С Пелевина и пошли все англицизмы, бренды, написанные наполовину на кириллице, наполовину на латинице, рекламные слоганы, как полноправные герои художественной литературы.
Михаил Бойко, Евгений Лесин из http://exlibris.ng.ru
Краткое описание некоторых работ Пелевина:
"Затворник и Шестипалый" - пронзительный рассказ о метафизических экспериментах двух личностей, оказавшихся в конце курицами с бройлерного комбината им. Луначарского)
"Принц Госплана" - заря эпохи компьютерных игр на рабочем месте
Первая повесть – "Омон Ра", по словам самого автора, "о внутреннем космосе советского человека". "С точки зрения внутреннего пространства личности весь советский проект был космическим, но был ли советский космос достижением – большой вопрос". Злая антиутопия подробно препарирует как сознание, так и подсознание современника и соотечественника.
Повесть "Жизнь насекомых" трактует мух, комаров и гусениц как одинаково с людьми ценных (или неценных) для мироздания. Герои живут, любят, погибают, и лишь постепенно читатель понимает, что герои – насекомые.
Альтернативная история "совка" привлекает Пелевина снова и снова: Сталин, оказывается, один из семи двойников, живая шахматная фигурка, его трубка – секретное оружие нездешней силы ("Реконструктор"); уборщица общественного туалета Вера Павловна, после смерти сосланная в роман Чернышевского за "солипсизм третьей стадии", вызывает перестройку в России своими мистическими упражнениями, а Ленин предстает древним могущественным демоном ("Хрустальный мир").
Советские реалии в контексте оккультно-магического мировосприятия – фирменный стиль прозы Пелевина. Читатель с удивлением обнаруживает, что обыденность, в которой он существует, пронизана тончайшими и неизбежными силовыми линиями запредельного.
Но вместо эзотерической серьезности Пелевин предлагает нам карнавальный аспект этого взаимопроникновения, когда реальности врезаются друг в друга, как колоды карт. В чьих руках эти колоды, во что мы играем и каковы ставки – эти вопросы подразумеваются, но ответ на них – за читателем.
Сон как метафора жизни, ее иллюзорности (вселенная – сновидение Брахмы), пустоты использован как прием в первом романе Пелевина "Чапаев и Пустота", сделавшем автора оглушительно знаменитым. Красиво выстроенное до последней точки после даты произведение пришлось настолько, что называется, "в масть", возможно, еще и потому, что рисует поколение, которое "готовилось жить при одной общественной формации, а пришлось ему существовать в другой".
Причем в двух временных пространствах: в четных главах действие происходит в 1918-м, там действуют Чапаев (великий мистик), Котовский и даже Фурманов; в нечетных герои заперты в психушке начала 1990-х. Объединяет две эти "реальности" Петр Пустота, поэт-декадент начала века, он же пациент доктора Тимура Тимуровича.
Роман "Generation П" позиционирует Пелевина уже не только как некоего Учителя, но и как идеолога: это попытка проанализировать жизнь России при переходе из позднеельцинской в раннепутинскую эпоху.
В последующих произведениях Пелевина тенденция к анализу нарастает: в "Священной книге оборотня" герои напрямую излагают свои позиции, а "Ампир В" содержит многостраничные рассуждения о гламуре и дискурсе – "двух столпах современной культуры".
Олег Рогов, оригинал тут
Использована иллюстрация к роману «Чапаев и Пустота» Автор: Александр Чубукин